Ребенок и природа

Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим цвета.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

"Человек стал человеком только тогда, когда
увидел красоту вечерней зари и облачков,
плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья и пережил восхищение красотой
пространства. С тех пор мысль и красота
идут рядом, вознося и возвеличивая человека."
/В.А.Сухомлинский/

 

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
И.П.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, какой он на ощупь, почему утром бутон закрыт, а днём раскрывается?

Общение детей с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Вот как описывают дети деревья:

- "Я люблю тополь, ветки у него раскинулись в стороны, как шатёр в сказке, ствол большой - даже руками обхватить нельзя". ( Настя Ч.,5лет).
- "Какая печальная ива, её веточки почти касаются земли". ( Илья Г.,4,5года).
- "Берёзка светлая, солнечная, стройная; ветки у неё спускаются вниз и растут вместе, как подружки". (Соня Р.,5лет).

Высказывание В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изум-ляться дивным творением человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств.

Нет сомнения, что активная деятельность на природе и общение с родителями на природе развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: "Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?"

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. 
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Дети рассуждают, какой песок лепится (мокрый, сухой) и почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.

Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным. Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.